top of page

Методика использования притч и историй в психологическом консультировании и психотерапии


Ольга Рейнин / психолог, психотерапевт


В статье представлена методика работы через притчи, рисунок и драматизацию. Приведены примеры из собственной психотерапевтической практики.

In the article the method of operation through the parables, the figure and the dramatization is represented. Examples from their own psychotherapeutic practice are given.


В моей практике очень важное место занимают истории, притчи, афоризмы. Они всегда вызывают интерес и привлекают внимание взрослых и, что особенно ценно, детей. Соединяя в себе мудрость и простоту, учат думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение.


Понимание и проживание содержания притчи или истории позволяют человеку распознать и обозначить собственные переживания и психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Это дает богатейший материал для диагностики психологических трудностей, анализа ситуации, исследования актуальных способностей для выявления базовых концепций и скрытых семейных посланий.


Случай: Родители жалуются на восьмилетнего сына, который, по их мнению, нечестен. Проявляется это в том, что ребенок несколько раз брал без спросу деньги (честность), которые лежали где придется (аккуратность) и тратил (бережливость) их на сладости. Родители не замечали пропажи, пока их внимание не привлекло большое количество фантиков в карманах брюк и курток сына. Мною была предложена притча:

Один богатый мусульманин пошел как-то после вечеринки в мечеть. Он снял свои дорогие туфли и по обычаю оставил их у входа. Когда он вышел оттуда, туфли исчезли.

– Как не разумно с моей стороны, – сказал он сам себе.

– Безрассудно оставив туфли, я стал причиной воровства. Я с удовольствием подарил бы их кому-нибудь. Сейчас же я несу ответственность за то, что породил вора.

Размышление над этой историей началось с таких вопросов (во всех случаях работа строится по 5 ступенчатой модели позитивной психотерапии):

– Как притча отозвалась в вас?– Как она связана с вашей жизнью?– Какие актуальные способности задействованы в этой истории и

как эти способности работают в вашей жизни?

– Какое послание несет притча? (и т.д.)


Обсуждение подтолкнуло родителей к смещению внимания на самих себя: Каков мой вклад в воспитание ребенка? Какие мои актуальные способности привели к сегодняшней ситуации? Что я могу изменить в себе? Они осознали, что повлиять на ребенка можно, обратив взор на самого себя, ведь дети – наши зеркала.

Порой притча выступает в роли первого толчка, порой – в роли катализатора, а порой – завершающего аккорда.


Случай: мать жалуется на дочь-студентку. Та прогуливает занятия в институте иностранных языков. Для любимой дочери берут дополнительные уроки и водят ее туда за руку. Между родителями и ребенком – стена непонимания.

Мать всю себя посвятила тому, чтобы сделать «свою девочку» суперспециалистом. «И тогда она будет счастлива!» – слова женщины, которые повторяются многократно.

Притча (как первый толчок): знаменитый дирижер проводит первую репетицию с оркестром. Он начинает дирижировать, смотрит на первую скрипку: у скрипача лицо, как будто кислый лимон жует; останавливается, смотрит в партитуру, не ошибся ли он, еще раз начинает, нервничает, опять смотрит на первую скрипку: выражение лица то же; опять останавливается. Расстроился и в перерыве подходит к первой скрипке и спрашивает: «Я что, так плохо дирижирую? Вам так не нравится?» «Да нет,– отвечает тот,– я просто с детства музыку не люблю!»


Случай: Учитель истории, молодой человек 22-х лет. Он обвиняет школьников в отсутствии дисциплины и трудолюбия. После первого семестра практически у всех его учеников низкие баллы по истории.

Родители удивлены и возмущены отсутствием знаний у детей, и их нежеланием изучать предмет.

Директор школы в недоумении: «Преподаватель отлично знает историю. Виноваты только учащиеся».

Притча (как катализатор):

Однажды английский драматург Оскар Уайльд приехал в театр и стал свидетелем полного провала презентации своей новой пьесы. Позже кто-то спросил его:

– Как прошла презентация, Оскар?

– О! – воскликнул писатель.– Спектакль удался, но аудитория оказалась неудачной.


Случай: Два одноклассника регулярно срывали уроки в своем восьмом классе. Они грустные пришли ко мне, когда встал вопрос об отчислении из школы.

Притча «Не пускают в церковь» стала завершающим аккордом в нашей с ними совместной работе:

Одного грешника отлучили от церкви и запретили ему к ней приближаться.

Он с горечью обратился к Богу:– Господи, меня не пускают в церковь, потому что я грешник. – На что ты жалуешься? – спросил его Бог.– На то, что меня не пускают.

Важным моментом, на мой взгляд, является рисование, иллюстрирующее историю.

При рисовании (не обязательно сразу же, может быть, завтра или через неделю) предметом обсуждения становится уже сам рисунок. Дело в том, что клиент скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может много сказать о реакции на притчу.

Многое можно прояснить при обсуждении рисунка, задавая вопросы о том, что нарисовано, рассматривая каждую деталь. Можно говорить и об истории в целом, однако центром беседы будет тот момент, который изображен на рисунке.

Порой появляется рисунок, не совсем «правильно» иллюстрирующий притчу. Часто это происходит у детей. Так человек выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму историю, а также выражает свое отношение к сюжету. Рисунок воспринимается как проекция сознания и, значит, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.


Случай: подросток, 16 лет. Мать утверждает, что он не хочет учиться, прогуливает уроки, грубит преподавателям и часто затевает драки. В тоже время, оставаясь наедине с мамой, бывает заботливым, искренним, помогает по дому, если его об этом попросить. Сам парень поначалу заявил только о том, что никак не удается наладить отношения с любимой девушкой, одноклассницей: «Хочу быть с ней другим». Я рассказала ему притчу:

Взволнованного вида парень входит в офис психолога: весь прокуренный марихуаной, на нем бусы, поношенные брюки клеш, волосы до плеч.

Психолог говорит:

– Так ты заявляешь, что ты не хиппи. Тогда как ты объяснишь такую одежду, волосы, марихуану?

– Вот это я и хочу выяснить.

Я предложила подростку проиллюстрировать историю.

Мои вопросы, с которых началась работа по рисунку, звучали так:

– Если бы это была фотография из твоего семейного альбома, то где здесь был бы ты?

– Кто еще из твоих близких, твоих знакомых присутствует на этой фотографии?

– Что ты чувствуешь, глядя на эту фотографию? – Какие мысли возникают? (и т.д.)

ree

Рис. 1

После нашего диалога подросток смог сформулировать запрос: «Хочу понять, наконец, кто я, какой я, чего хочу на самом деле, без оглядки на мнение окружающих».


Случай: девушка, 22 года. Пришла в состоянии глубокой подавленности. Сказала, что, несмотря на внешнее благополучие, чувствует тоску, одиночество и внутреннюю боль. Что ее не понимают, что у нее ничего не получается и т.д.

Далее рассказала, что живет со старшим братом (родители в другом городе) и работает под его руководством. Добилась очень серьезных показателей в работе, есть любимый человек, есть друзья, отлично выглядит, но: «Боюсь будущего, т.к. и сейчас-то все у меня не так». Последний год стала часто болеть разными болезнями.

Я дала ей прочитать притчу «Ворона и павлин»:

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: "Кто мог позволить такой нелепой птице появляться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение – что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица". Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: "Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордячка потому, что хожу с высоко поднятой головой, так что перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле я – все что угодно, только не гордячка. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что мои ноги кожистые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего и нравится во мне людям".

После обсуждения возникших чувств, она проиллюстрировала сюжет...

Работа по рисунку началась с таких вопросов:

– Представь, что это фотография из твоего семейного альбома. Кто здесь запечатлен?

«Ворона – это старший брат! Дом – это папа, солнце – это мама. Я – павлин».

Брат командует на работе и дома, критикует постоянно. В успехах, которых она достигает, находит недоделки, ошибки, никогда не хвалит: «Ты могла бы лучше!» А так как брат – образец для подражания, то его мнение становится ее мнением автоматически.

– Кто сделал эту фотографию?«Брат».– А если бы ты делала снимок, то каким бы он был?Она просит нож для бумаги, аккуратно вырезает ворону и долго

двигает ее по всему рисунку. Наконец находит ей место.

ree

Рис. 2.

Выпрямив спину и радостно улыбаясь, она комментирует: «Я поняла сейчас, что брат видит мир часто перевернутым. А я не хочу так. Я совсем другой человек, хоть и похожа внешне. Я такая, какая есть. Я могу сама принимать решения. И, на самом деле, мне моя жизнь нравится!»

– Какое послание несет тебе эта новая фотография?

«Будь самостоятельной и уверенной в себе. У тебя есть все шансы!»

Полностью все возможности терапевтических историй раскрываются на групповых занятиях. Организаторская работа здесь предельно проста и строится по триаде «притча – рисунок – драматизация». Участники легко включаются в работу, и каждый этап выигрывает от подробного обсуждения сюжета, тем рисунков и чувств, вызванных разыгрыванием истории.


Случай: на групповом занятии молодой женщине досталась притча «Дело об арбузах».

Троих парней обвинили в краже арбузов. В суде они нервно ожидали приговора судьи, готовя себя к самому худшему, ибо судья слыл в округе жестким человеком.

Но судья также был и мудрым педагогом. Ударив молотком, он обратился к присутствующим в зале:

– Пожалуйста, поднимите руку те, кто в детстве никогда не крал арбузы.

Он подождал. Судебные приставы, полицейские, зрители, включая самого судью, держали свои руки на столах перед собой. Удостоверившись, что в зале суда не поднялась ни одна рука, судья сказал:

– В иске отказано!

К истории появилась иллюстрация. Были получены ответы на вопросы, из которых стало ясно, что клиентка росла в семье, где главным принципом воспитания была справедливость, конфликты решались активно, и критика всего и всех была неотъемлемой частью жизни. «Справедливость – это единственное, на что можно опираться в жизни» – таково скрытое семейное послание. В партнерских отношениях оно привело к замкнутому кругу, в котором одна несправедливость влекла за собой другую.

Затем было разыграно психодраматическое действие: клиентке предлагается создать с помощью участников группы изображенную на рисунке сцену. После чего дается 2-3 минуты исполнителям на вхождение в роль. Сцена оживает, и разворачивается действие, за которым наша главная героиня наблюдает со стороны, затем занимает свое место в этом спектакле, затем – и других участников событий.

При проигрывании ситуации очень важно соблюдать два главных правила – это конфиденциальность и отсутствие оценки поведения и поступка со стороны. Во время действия каждый рассказывает только о себе, используя "я-высказывания", которые заключаются в демонстрации собственных переживаний.

ree

Рис. 3.

Пережитое в психодраме способствовало осознанию молодой женщиной собственных жизненных ценностей и собственных желаний. Ее новая концепция звучала так: «Любовь – это высшая ценность, которой справедливость помогает учитывать взаимные интересы».

Использование данной методики расширяет возможности постижения человеческого естества и помогает высвобождению огромных ресурсов эмоциональной и духовной энергии, которые позволяют клиентам реализовать самые смелые планы. Исходя из опыта работы, можно говорить о высокой эффективности применения методики в контексте позитивной психотерапии.


ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ

Однажды Насреддин был арестован и доставлен в суд за то, что, работая в ресторане, подмешивал конское мясо в куриные котлеты.

Перед вынесением окончательного вердикта судья поинтересовался, в какой пропорции подсудимый смешивал конское и куриное мясо. Насреддин клятвенно заявил:

– Пятьдесят на пятьдесят; ваша честь.

После суда друг спросил, что означает «пятьдесят на пятьдесят». Насреддин ответил:

– Одна лошадь на одну курицу.

 

Автор: О.Ф.Рейнин

 
 
 

Комментарии


© 2025 Студия 21 | ФОП Рейнін О.Ф.

bottom of page